Беленсон Александр Эммануилович (59 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Русский поэт, прозаик, издатель альманаха «Стрелец».
Родился в богатой еврейской семье, в юношеском возрасте был крещён. В 1907 г. получил аттестат зрелости в Ларинской гимназии в Петербурге, проучившись там один год. В 1907—1911 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета, государственные экзамены сдавал в 1912 г. в Харьковском университете. В 1914—1917 гг. служил помощником присяжного поверенного в Петербургской судебной палате.
Публиковал стихи с 1910 г.: в «Сатириконе», затем в киевском журнале «Музы». В 1913 г. сблизился с Н. Кульбиным, в следующем году в издательстве «Сатирикон» вышла первая книга Беленсона «Забавные стишки», отмеченная сильным влиянием поэтики М. Кузмина. Участвовал в сборнике футуристов «Весеннее контрагентство муз» (1915, под ред. Д. Бурлюка и С. Вермеля).
Получил известность как редактор и издатель альманаха «Стрелец» (вышло три номера: в 1915, 1916 и 1922 гг.), на страницах которого соседствовали публикации символистов (А. Блок, Ф. Сологуб) и футуристов (Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников), а также В. Розанова, М. Кузмина, А. Ремизова, А. Ахматовой и др. Название для альманаха было «подарено» Блоком, планировавшим выпускать одноименный символистский журнал. Альманах был примечателен не только соседством символистов с футуристами, но и изысканным художественным оформлением, в котором участвовали Ю. Анненков, М. Добужинский, Н. Кульбин, И. Пуни, О. Розанова, М. Шагал и другие известные художники. Выходу альманаха был посвящён отдельный вечер в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака», на котором М. Горький произнес получившую известность фразу о футуристах: «В них что-то есть»[1]. Публикация во втором выпуске «Стрельца» статьи В. Розанова «Из последних страниц русской критики» спровоцировала обвинения в антисемитизме и отказ В. Маяковского от дальнейшего сотрудничества с изданием. Опубликованные в альманахе стихи самого Беленсона изданы в 1924 г. отдельной книгой под названием «Безумия».
После Октябрьской революции публиковал эссе на литературные и театральные темы, частично вошедшие в книгу «Искусственная жизнь» (1921, с предисловием Н. Евреинова). В 1925 г. выпустил сборник «Кино сегодня», посвящённый творчеству Л. Кулешова, Д. Вертова и С. Эйзенштейна. С 1927 г. использовал псевдоним Александр Лугин, который имел как личное (эту фамилию носила вторая, с 1928 г., жена писателя, Е.Е. Лугина), так и литературное значение (художник Лугин — герой неоконченной повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»). Этим именем подписан единственный роман Беленсона «Джиадэ, или Трагические похождения индивидуалиста», за ним последовала повесть «Комедь звенящая» (текст утрачен), отправленная в 1929 г. М. Горькому, который оценил произведение резко негативно.
Под этим же именем вскоре стал известен как автор военно-патриотических песен, из которых наиболее популярной была «Винтовка» (1937), положенная на музыку многими композиторами (наиболее известен вариант, написанный братьями Покрасс). Его авторству принадлежат песни «Боевая пехотная», «Песня про наводчика Ибрагимова», «Капитан Гастелло», «В сердцах горит кремлевский свет!» и др. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ташкенте, где продолжал писать песни, положенные затем на музыку Г. Мушелем, О. Чишко, Л. Половинкиным, Л. Шварцем, А. Хачатуряном и другими композиторами. После возвращения в Москву создал песни «Победный стяг» и «Дума матери» (муз. В. Шебалина), «Марш связистов» (муз. Б. Мокроусова), «Песня о маршале Берия» (муз. В. Мурадели) и др. Песни на его стихи многократно издавались на грампластинках.
Первая жена — актриса Фаина Александровна Глинская (1892—1970), вторая — Е.Е. Лугина (1909—1967).
Умер 9 апреля 1949 г. в одной из московских психиатрических клиник. О болезни известно мало, в частности, что Беленсон страдал от «музыкальных галлюцинаций». Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти