Известная личность
Нет изображения

Александров Григорий Васильевич (80 лет)

Поделиться:
Дата рождения:
23 января 1903 г.

Дата смерти:
16 декабря 1983 г.

Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.

Наш проект создан для того, чтобы люди могли хранить память о своих предках и делиться ею. Не стесняйтесь, напишите историю жизни, добавьте фотографии, возможно, когда-то наш проект станет книгой памяти для миллионов людей.

 Советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950).

Родился 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего Василия Григорьевича Мормоненко. Мать — Анфуса Григорьевна.

Свою трудовую деятельность начал с девяти лет. С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки).

Вместе с И. Пырьевым создавал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. По окончании курсов около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. По возвращении из армии снова встретился с И. Пырьевым и вместе организовывали детский театр. Принимал участие в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).

В 1921 году вместе с И. Пырьевым едет на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921—1924 годах — актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с С. Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном С. Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» С. М. Третьякова по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

В 1924 году участвовал в работе над сценарием и помогал С. Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1924), «Броненосец „Потёмкин“» (1925), снимался в них как актёр. В 1927 году выступил как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма С. Эйзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).

C 1929 по 1932 год совместно с С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью обучения звуковому кино. В Париже сняли фильм «Сентиментальный романс».

В 1932 году вместе с С. Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику сняли документальный фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Г. Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

В 1932 году возвратился в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снял фильм «Интернационал», прославляющий И. Сталина и его политику.

В 1934 году закончил съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался М. Горький, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК КПСС и добился одобрения И. Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году. Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

В 1936 году снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан режиссёром, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

В 1936 году по личному поручению И. Сталина совместно с С. Бубриком и С. Гуровым снял и смонтировал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

В 1938 году выпустил комедию «Волга, Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

В 1940 году вышел фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947).

В годы Великой Отечественной войны — художественный руководитель Бакинской киностудии (ныне «Азербайджанфильм»).

В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность.

В 1949 году снял антиамериканский политический пропагандистский фильм[8] «Встреча на Эльбе», за который ему была присуждена Сталинская премия (1950).

В 1951—1957 годах — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).

В 1960 году снял фильм «Русский сувенир». Несмотря на немалые затраченные средства, фильм режиссёру не удался и в итоге лёг на полку.

В 1972 году снял свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», не вышедший на экран и показанный по телевидению только в 1996 году.

В 1975 году вышла книга воспоминаний «Годы поисков и труда» (литературная запись Михаила Белявского).

В 1976 году вышла книга воспоминаний режиссёра «Эпоха и кино».

В 1983 году снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

Член Союза кинематографистов СССР.

Член КПСС с 1954 года.

Григорий Васильевич Александров умер 16 декабря 1983 года от инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3, 16 ряд).

200x230
Уборка мусора, листвы, упавших веток, удаление сорняков, мойка памятника, поливка цветов и других растений
150 BYN
Окраска металлической ограды с предварительной зачисткой и грунтовкой
270 BYN
Обновление гравированного портрета на памятнике (он становится ярким, светлым и видимым в дождь)
150 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) цветной камень (мрамор или крошка)
315 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) черный гранит
150 BYN
Обработка участка от муравьев
50 BYN
Защита вазы из натурального камня на зимний период
80 BYN
Открытие вазы после зимнего периода
50 BYN

Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти

Выберите изображение к словам благодарности (цветок, свеча, венок и пр.)
*
Изготовление памятников в Беларуси
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2024 “Проект Помним”