Известная личность
Нет изображения

Веклич Владимир Филиппович (54 года)

Поделиться:
Дата рождения:
8 ноября 1938 г.

Дата смерти:
10 августа 1993 г.

Место захоронения:
Украина

Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.

Наш проект создан для того, чтобы люди могли хранить память о своих предках и делиться ею. Не стесняйтесь, напишите историю жизни, добавьте фотографии, возможно, когда-то наш проект станет книгой памяти для миллионов людей.

Советский и украинский учёный-инженер, изобретатель троллейбусного поезда, комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов, учёный в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России.

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который окончил с отличием в 1960 году. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела, затем работал главным инженером службы подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления.

В 1963 году совместно с И. А. Кацовым и И. К. Погребным соединил вагоны Tatra T2 (а затем и Tatra T3) в двух и трёх составные трамвайные поезда управляемые по системе многих единиц, на которых в Киеве, впервые в СССР, была осуществлена массовая перевозка пассажиров.

10 июля 1964 года возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом вместо ежесуточного ночного. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава. Со временем новая технология и организация технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР.

Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора стало создание троллейбусного поезда. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы. Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы.

Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан Владимиром Филипповичем в киевском депо № 2 из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась 12 июня 1966 года на маршруте № 6 города Киева. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).

Позже Владимиром Векличем была усовершенствована его система так, что позволяла быстро (за 3-5 минут) расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра. По результатам работ им была написана кандидатская диссертация на тему: «Исследование троллейбусов с управлением по системе многих единиц», которая была успешно защищена в 1970 году в Москве. Как отмечала тогда газета «Вечерний Киев», он стал первым на Украине кандидатом технических наук в области городского электротранспорта.

Затем система Владимира Веклича была адаптирована под троллейбусные поезда Škoda 9Tr, Киев-2, Киев-4 и ЗиУ-9. Совместно с С. Ф. Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах СССР. Только в Киеве их внедрение позволило высвободить 800 водителей, и дало с начала эксплуатации по конец 1989 года экономический эффект в 12,676 млн руб.. С помощью троллейбусных поездов на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Всего эксплуатировалось не менее 810 троллейбусных поездов в более чем 30 городах. За создание троллейбусного поезда, в 1971 году, изобретатель был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1972 году был выдвинут на должность заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ), а на протяжении 1973—1987 гг. возглавлял коллектив института, с 1987 заместитель директора по научной работе. Под его руководством и непосредственным участием созданы диагностические комплексы, механизированные посты замены агрегатов, автоматизированные системы контроля движения и сбора информации о пассажиропотоках, автоматы для продажи проездных билетов и много другого.

Совместно с В. К. Дьяконовым стал инициатором строительства первой в СССР киевской линии скоростного трамвая. Обобщив полученный в зарубежных поездках передовой опыт создал на отечественной элементной базе систему автоматики и интервального регулирования для линий советского скоростного трамвая.

Летом 1976 года в Киеве на маршруте № 1 им были успешно проведены испытания трехзвенного троллейбусного поезда Škoda 9Tr полной вместимостью 276 пассажиров, однако из-за необходимости для его эксплуатации обособленной полосы движения, изобретатель посчитал более перспективным видом транспорта для такой пассажировместимости скоростной трамвай, над технической частью внедрения которого он в то время активно работал.

Опубликовал 65 научных трудов, в том числе 2 книги, является автором 17 изобретений. По результатам работ по созданию диагностических комплексов для подвижного состава им была написана докторская диссертация на тему: «Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта с применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц», которая была им успешно защищена в 1991 году.

Под научным руководством В. Ф. Веклича была разработана стратегия создания украинского троллейбуса, которая нашла своё воплощение в утверждённой Кабинетом Министров Украины Программе. В соответствии с распоряжением кабмина Украины НИКТИ ГХ был назначен головной организацией по программе создания украинского троллейбуса, а КБ «Южное» — главным разработчиком конструкторской документации. Владимира Веклича назначили научным руководителем, а Михаила Галася главным конструктором украинского троллейбуса. Под их руководством были созданы троллейбусы ЮМЗ Т1 и ЮМЗ Т2.

В совершенстве владел немецким языком. Был всесторонне эрудированным человеком, о чём свидетельствует круг его друзей, в который входили не только представители технической интеллигенции и науки, но и народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев, режиссёр Роллан Петрович Сергиенко, заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист, поэтесса Лина Васильевна Костенко, заслуженный деятель искусств Украины Василий Васильевич Цвиркунов, народная артистка Украинской ССР Лариса Николаевна Кадырова, сценарист Георгий Евгеньевич Шевченко и кинокритик Леонид Васильевич Череватенко.

Умер 10 августа 1993 года на 55 году жизни. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

200x230
Уборка мусора, листвы, упавших веток, удаление сорняков, мойка памятника, поливка цветов и других растений
150 BYN
Окраска металлической ограды с предварительной зачисткой и грунтовкой
270 BYN
Обновление гравированного портрета на памятнике (он становится ярким, светлым и видимым в дождь)
150 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) цветной камень (мрамор или крошка)
315 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) черный гранит
150 BYN
Обработка участка от муравьев
50 BYN
Защита вазы из натурального камня на зимний период
80 BYN
Открытие вазы после зимнего периода
50 BYN

Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти

Выберите изображение к словам благодарности (цветок, свеча, венок и пр.)
*
Изготовление памятников в Беларуси
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2024 “Проект Помним”