Орловский Владимир Донатович (72 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Российский художник-пейзажист украинского происхождения, ученик А. П. Боголюбова, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и Санкт-Петербурге для императорской четы Александра III, академик ИАХ.
Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. Позже брал уроки в Петербурге, где, в частности, познакомился с Т. Г. Шевченко. Писал масляными красками ещё до поступления в 1861 году в Академию художеств, где стал делать быстрые успехи, так что в 1863 году уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.
1868 год — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил большую золотую медаль (1867) и право поездки за казённый счёт за границу. Три года (1869—1872) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.
1874 год — сделан академиком и в 1878 году — профессором за картину «Сенокос». Член Совета Академии.
Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища; преподавал в Академии художеств, в частности у Владимира Казанцева — известного впоследствии уральского пейзажиста.
Несколько лет после того он писал на мотивы, почёрпнутые в Тайцах (Петербургской губернии) и Гатчине, наконец, в промежуток 1885—90 годов занимался живописью преимущественно морских видов, которыми занимался и прежде.
Живопись Орловского, сначала не вполне свободная («Деревня Коказ в Крыму» 1868, вошла в собрание Академии художеств) стала мало-помалу широкой, а колорит стал обогащаться. Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры.
Картины художника очень разнообразны как по природе (от Финляндии до Крыма), так и по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Он писал болота, заросшие пруды, также как луга и нивы, берёзовые и грабовые леса, придавая им романтизированный облик, играя со светом; но его специальность — преимущественно открытые виды, а не внутренность леса. Орловский чаще хороший наблюдатель природы, чем искатель поэтических настроений, хотя не лишён и последних (например «Зимняя лунная ночь», входившая в коллекцию великого князя Владимира Александровича). Его морские виды замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом («Вал», 1888 г., была приобретена великим князем Константином Константиновичем).
Особой непосредственностью восприятия отличаются небольшие работы, похожи, скорее, на этюды. Тут художник вплотную подходит к реальной природе. И хоть в них ещё нет мягкой пленэрности, которая стирает резкие грани форм, автор тщательно выписывает каждую травинку и цветочек, но солнце, его теплый и яркий свет, объединяет этот мир в единое гармоничное целое. В этом мире есть место и природе, и предметным реалиям быта, и, конечно же, человеку, который живёт и трудится на земле. Буквально двумя-тремя, почти миниатюрными мазками Орловский рисует фигурки женщин, которые загребают на лугу сено, рыбаков в лодках, крестьянок, которые кормят живность во дворе.
Много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И. К. Айвазовским, в его творчестве видно влияние А. И. Куинджи.
Умер в Италии, похоронен в Киеве.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти