Минск, Еврейское бывшее
Находилось на участке, ограниченном улицами Перекопская (теперь — Иерусалимская), Сухая, Коллекторная (бывшая Еврейская), Мебельный пер. (теперь — Гебелева).
В мае 2007 г., прокладывая трубопровод вдоль улицы Иерусалимской, рабочие стали находить надгробия, испещренные надписями на иврите. Новость о старом еврейском кладбище привлекла вниманиеобщественности. К месту событий приехали журналисты из газет и белорусских телеканалов.
На месте, где сейчас вырос сквер и местные мальчишки играют в футбол на песчаном поле, во время войны было еврейское гетто, теперь об этом напоминает мемориал на холме сквера. Здесь также находится место расстрела евреев в годы войны. Сюда в своё время переносили и захоронения с кладбища, что находилось на месте теперешнего стадиона «Динамо». Само кладбище, которое существовало с 1868 г. по 1946 г., в начале 1970-х годов было закрыто, а в 1990 г. ликвидировано полностью, сровняв с землей. Представители советской городской власти не удосужились даже позаботиться о памяти об умерших. Никакого упоминания, никакой мемориальной доски о том, что здесь было старое кладбище не установлено до сих пор.
Установлено три памятника уничтоженным (а это около 3000 человек) во время войны евреям из Германии (Гамбург, Бремен, Дюссельдорф).
В старом Минске было целых три еврейских кладбища. Одно находилось на месте современного комплекса БГУ на площади Независимости, второе на территории стадиона «Динамо». Это были самые старые места погребений, которые перестали действовать ещё в 19 веке. Для нужд же минской еврейской общины был выделен новый участок на улицах с характерными названиями: Еврейская и Моисеевская. С 1868 года захоронения минских евреев велись там, при этом на кладбище переносились некоторые захоронения с погоста, что был на месте нынешнего стадиона «Динамо».
Во время Великой Отечественной войны территория кладбища входила в печально известное Минское гетто (второе по величине после львовского в Восточной Европе) и, к несчастью, часть нацистских «мероприятий» по уничтожению еврейского народа проходила и на его земле. Более 5 тысяч человек было расстреляно здесь, чему в 2008 году наконец-то появился памятник (его фото будет ниже).
После войны сильно повреждённому кладбищу было суждено исполнить удивительную роль – сырьевой базы для монументов на местах уничтожения евреев! Дело в том, что в послевоенном Минске было невозможно найти нормальных стройматериалов – всё уходило на восстановление и строительство центральных улиц Минска. Власти игнорировали просьбы евреев о необходимости увековечить память их погибших соплеменников. В этой ситуации община смогла найти необходимые камни только на своём старом кладбище. Например, самый известный мемориал холокоста в Минске – «Яма» - изначально был сооружён именно из памятников минского еврейского кладбища. С него же были взяты камни для аналогичных памятников в Узде, Койданово (Дзержинске) и Узлянах.
Сталинские власти успешно довершали нацистскую политику по искоренению еврейской жизни в Беларуси. Ряд их дискриминационных мер касался и минского кладбища. Сначала власти всячески препятствовали наведению порядка на нём минской еврейской общине, а в 1951 году и вовсе закрыли его под предлогом отсутствия мест. С тех пор кладбище медленно, но верно разрушалось. Последний удар был нанесён в 1990 году, когда его совершенно сравняли с землёй, как у нас водится, без всякого внимания к памяти покоившихся и убитых здесь людей. Лишь в 2000-е годы различные еврейские организации устроили здесь два мемориала – немецким евреям, вывезенным в минское гетто и, вышеупомянутый, расстрелянным на месте кладбища узникам минского гетто. Рядом с мемориалами было положено около 20 плит с бывшего еврейского кладбища, найденных как на поверхности земли, так и при подземных технических работах. Эти самые работы на территории кладбища велись в наше время лишь однажды, и можно с уверенностью утверждать, что под землёй находятся ещё десятки подобных плит! Жители соседних с кладбищем домов неизменно говорят о новых костях и надгробиях проступающих из земли после каждых осенних дождей…