
Братская могила 1924
Братская могила в д. Рогинь
На территории деревни Рогинь расположена братская могила, где покоятся советские воины, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Место захоронения благоустроено и является одним из центральных памятных мест района.
Рогинь в годы войны: от оккупации к освобождению
Фашистские войска вошли в Рогинь в середине августа 1941 года. С первых дней оккупации начался террор:
— были расстреляны председатель сельсовета Апанас Ефимович Кузнецов, председатель колхоза «Пролетарий» Николай Габрусев, а также ни в чём не повинные жители — Илья Осипенко, Адам Новоковский, Макей Воробьёв, Павел Медведев, Семён Шабловский, обвинённые в убийстве немецкого солдата.
— все еврейские семьи — Русаковы, Якобсоны, Смолкины — были вывезены в Буда-Кошелёво и расстреляны.
Оккупанты разграбили колхозы и МТС, сожгли сельмаг, сельсовет, библиотеку, контору совхоза, дома колхозников, полностью уничтожили посёлки «Красное Знамя» и «Культура». Школу превратили в конюшню — выбили окна, двери, демонтировали оборудование. Занятия возобновились лишь в конце декабря 1943 года, на импровизированных столах и лавках, без учебников, тетрадей и мела. Директором стала Катерина Петровна Лусикова.
Население облагали тяжёлыми поборами: сначала требовали по корове с двора, затем забирали всё — хлеб, яйца, птицу, сало. Была создана местная полиция, куда часто брали насильно. Чтобы избежать службы, некоторые калечили себя — как, например, Владимир Павлючков, отрезавший себе три пальца, а затем ушедший в партизаны. Он погиб в Лозовском сражении 1943 года.
Сопротивление и партизанская слава
Уже в 1941 году на территории района возникли первые партизанские отряды. В Рогини действовал отряд «Народные мстители», организованный Алексеем Демченко, Петром Матюшковым, Трофимом Кондратенко, Жаркиным и другими. Связь с подпольем поддерживали Е.И. Осипенко, Полина Сальникова, Мария Борисова, Родион Кожевников.
В 1943 году немцы предприняли масштабную карательную операцию, чтобы уничтожить партизан в Лозовском лесу. Но три партизанские бригады встретили врага и нанесли ему тяжёлое поражение, прорвав кольцо окружения. В бою участвовали Аркадий Черняков, Михаил Плисов и десятки рогинцев. Потери фашистов и их пособников — сотни убитых.
Перед отступлением, в ноябре 1943 года, оккупанты в последний раз проявили свою жестокость: около 50 женщин, стариков и детей были заживо сожжены в здании бывшей скотобойни на северной окраине села.
Освобождение и Победа
1–2 декабря 1943 года Рогинь был освобождён в результате мощного наступления Советской Армии. Это стало началом возвращения к мирной жизни.
В 1944–1945 годах из эвакуации вернулись колхозные животные, МТС получила 28 тракторов, инвентарь, технику.
Более 150 рогинцев ушли на фронт. Среди них —
— подполковник Фёдор Усов, командир артиллерийского полка,
— лейтенант Николай Осипенко,
— Александр Домченко, Трофим Деружинский и многие другие.
Сотни не вернулись домой. Многие вернулись инвалидами, но с орденами и медалями — за стойкость, мужество и верность Родине.
Последняя запись в школьной летописи Рогини была сделана 3 декабря 1966 года — в день 100-летия школы. Но память о войне, о погибших, о подвиге живёт и по сей день.
Память, высеченная в земле
Братская могила в Рогини — не просто захоронение. Это место памяти, скорби и гордости. Здесь покоятся те, кто пал на фронте, погиб в партизанских лесах, был убит в карательных акциях.
Их жизни оборвались — но их подвиг стал частью великой Победы.
Пока мы помним — они живы.


