
Братская могила 1871
Братская могила в г. Щучин
В самом сердце города Щучин, в тени вековых деревьев городского сквера, находится братская могила, где покоятся 229 воинов 139-й стрелковой дивизии 50-й армии 2-го Белорусского фронта и 6 партизан, павшие в июле 1944 года при освобождении Щучинщины.
В 1950 году над их вечным пристанищем был установлен памятник — скульптура воина-освободителя. На высоком гранитном постаменте он стоит с автоматом, прижатым к груди, и каской в другой руке, словно скорбит о павших товарищах. На лицевой стороне мемориала высечены слова:
«Вечная слава героям, погибшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
На обратной стороне — фамилии всех известных захоронённых, выведенные золотыми буквами. В дни праздников у подножия горит Вечный огонь — символ памяти тех, кто уже не вернётся домой.
От первых дней войны до освобождения
Щучинщина одной из первых приняла на себя удар вероломного нападения. Уже в июне 1941 года здесь развернулись ожесточённые бои. Героизм проявили лётчики 127-го истребительного полка под командованием полковника А. Гордиенко, а также бойцы 184-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии и 31-й танковой дивизии. Но силы были неравны — 26 июня 1 1941 года город был захвачен врагом.
Три года оккупации принесли Щучинщине невосполнимые потери. Только в Щучине, Василишках и Желудке фашисты уничтожили более 6 000 евреев.
— 22 декабря 1942 года в деревне Якубовичи расстреляли 27 ни в чём не повинных жителей.
— В феврале 1943-го сожгли дотла Огородище, убив 147 человек.
— 22 января 1944 года в деревне Зиняки погибли 419 местных жителей и 65 человек из соседних деревень. Посёлок был стёрт с лица земли.
Несмотря на террор, белорусский народ не сломился. Тысячи жителей ушли в партизанские отряды, встали в подполье, вступили в Красную Армию. Именно их стойкость и вера в Победу стали основой освобождения.
Память, живущая в музее
Члены Совета народного музея боевой славы многие годы вели поисковую работу, чтобы восстановить имена и судьбы захоронённых. Их труд воплощён в музейной экспозиции, где хранятся:
- Письма с фронта, школьный диплом, фотографии и документы, связанные с Владимиром Николаевичем Скоробогатым. Его мать, Анна Андреевна, долгие годы не знала, где покоится сын. Впервые она приехала в Щучин на 30-летие Победы, и с тех пор поддерживала тёплую переписку с музейщиками. Её письма, полные боли и материнской любви, невозможно читать без слёз.
- Извещение о гибели Григория Гордеевича Кизуба, уроженца Черниговской области (Украина), письма его дочери Клавдии Григорьевны, статья в районной газете «Дзянніца», где она благодарит щучинцев за сохранение памяти. В экспозиции — фотография внучки и правнучки Григория Гордеевича у памятника, а также кадры их встречи с музейщиками. Родственницы привезли с собой землю с родины героя.
- Переписка с Фёдором Александровичем Колядко, братом Александра Александровича Колядко — одного из шести партизан, захороненных в братской могиле. Он приезжал в Щучин к 60-летию Победы, чтобы поклониться брату.
Также в музее хранятся материалы о Г.И. Птичкине и Е.Н. Романчикове.
К сожалению, Анна Андреевна, оба её сына, Нина Пантелеевна Острижная (сестра Николая Пантелеевича Жаворонка) и Клавдия Григорьевна уже ушли из жизни. На сегодняшний день в живых, по имеющимся сведениям, осталась только племянница Григория Гордеевича, место проживания которой неизвестно.
Мы помним. Мы гордимся.
Прошло более 80 лет с начала той страшной войны, но память о подвиге отцов и дедов — жива. Братская могила в Щучине — не просто место захоронения. Это урок истории, символ благодарности и напоминание:
Никто не забыт. Ничто не забыто.


