Нет изображения

Памятный знак Хотимское Гетто

Номер ID: 67044
Расположение:
Беларусь, Могилевская область, Хотимский район
Адрес:
Льнозаводская улица городской посёлок Хотимск, Хотимский район, Могилёвская область, Беларусь
Найти захоронение:
*
Оставьте эти поля пустыми, если даты неизвестны
Захоронения:
Захоронение ID 1312077
Дата смерти: 4 сентября 1942 г.
Место захоронения: Беларусь
Адрес / координаты: посмотреть

Около тысячи хотимских евреев были расстреляны в противотанковом рву за льнозаводом. На месте трагедии сегодня стоит памятный знак. «Родителям, детям, братьям и сестрам, погибшим от рук фашистских захватчиков от вечно скорбящих родных», — гласит выбитая на камне надпись. Жаль, но в Хотимске, бывшем некогда еврейским местечком, не осталось ни свидетелей расстрела, ни родных расстрелянных. Пытаясь найти информацию по этой теме, я без особой, признаться, надежды, рассылал сообщения по сайтам еврейских сообществ в Беларуси и за рубежом, интернет-форумах. И неожиданно получил ответ из Красноярска от Виталия Ефимовича Крейнделя. В письме краеведа- дилетанта (как именует себя сам Виталий Ефимович) оказалось много любопытных фактов, коими и хочу поделиться.
Мать Виталия Крейнделя — урожденная Есфирь Исаковна Эпштейн родилась в Хотимске в 1912 году в семье мелкого торговца нитками и стеклом Ицке (Исака) Эпштейна. У нее были сестра Ева, братья Шевель (Соломон) и Наум. Семья Эпштейн жила в Хотимске до оккупации фашистами. Есфирь в 1933 году вышла замуж и уехала с мужем в Красноярск. Но в апреле 1941 года приехала в гости к родным и стала свидетелем преступлений оккупантов в Хотимске. Вот как она описывала те события: «Немцы вошли в Хотимск 15 июля 1941 года. Через день откуда-то взявшиеся полицаи согнали посельчан на футбольный стадион, где выступил немецкий комендант. Он говорил резко и властно, как будто выстреливая слова. Все сводилось к угрозам наказаний местных жителей в случае сопротивления немецким властям. За убитого немца комендант грозился расстреливать 10 местных жителей по выбору. Евреев, оставшихся в Хотимске, согнали в образовавшийся концлагерь. Евреев было более тысячи человек. Немецкий комендант не стал сразу уничтожать евреев. Он решил их предварительно ограбить. Евреям по строгому списку разрешалось на неделю покинуть лагерь с обязательным возвращением в указанное время. Для этого выдавали специальное письменное разрешение. Покидать лагерь разрешалось только одному члену семьи. В случае побега все остальные родственники подлежали расстрелу. Одиноких евреев не пускали. Некоторые, более богатые, евреи пытались выкупиться, но это им не помогло… » Эпштейны также оказались в этом лагере: Исак, его жена Сара, дочери Есфирь и Ева с малолетним сыном. Старший брат Шевель уже воевал на фронте. На семейном совете было решено, что Есфирь пойдет за выкупом. Удалось уговорить охрану, чтобы вместе с ней выпустили больного племянника, сына Евы, показаться врачу. Исак, прощаясь с дочерью, шепнул ей: «Не возвращайся…» Это чудо, что Есфирь Крейндель удалось выбраться из оккупированного района вначале в Рославль, затем в Смоленск, Москву, и наконец, спустя несколько месяцев мытарств, в Красноярск. Племянник в дороге умер от болезни. Одному богу известно, что испытывала молодая женщина, осознавая, что ее семья вне всяких сомнений расстреляна, когда умирал на ее руках 5-летний мальчик. Всю войну она пережила в Красноярске, родила двоих сыновей. После войны поступила в Бежицкий машиностроительный институт в Брянском районе. Находясь в непосредственной близости от родного Хотимска, она в 1947 году приехала на малую родину в надежде узнать что-нибудь о своих близких. Ей удалось встретить знакомых, со слов которых ее семью не расстреляли в июле 1941 года. Эпштейны были убиты именно 4 сентября 1942 года, на краю противотанкового рва за льнозаводом. С тех пор Есфирь Исаковна никогда больше не приезжала в Хотимск. Преподавала в Красноярском машиностроительном техникуме. Всю жизнь посвятила семье, детям, внукам, правнукам. Скончалась в 1998 году.
Ее старший брат Шевель прошел всю войну, продолжил служить в армии и дальше, жил на Дальнем Востоке. В его архиве сохранилась фотография семьи Эпштейнов, сделанная в апреле 1941 года.
В том же архиве Виталий Крейндель нашел фотографии земляков своего дяди. На обороте снимков лишь несколько строчек. Шевель Эпштейн служил в кадровом отделе и имел доступ к личным делам фронтовиков: выживших, погибших, пропавших без вести. Возможно, они оттуда.
«Добин Абрам Борисович (1908 — 1941). Урож.: Хотимск, Могилевская обл., Белоруссия. Призван Ленинградским ГВК, г. Ленинград. Красноармеец, стрелок 898 сп 245 сд, п/п 23903. Убит в бою 15.09.1941г. Похоронен в д. Крутики.»
«Нискеров Семен Григорьевич (1911 — 1942). Урож.: мест. Хотимск, Могилевская обл., Белоруссия. Призв.: 1.11. 1939 Ленинским РВК, г. Москва. Красноармеец. Пропал без вести 02.1942 г..»
«Элькин Меер Бениаминович. р. в 1914 г. в м. Хотимск, Могилевской обл., призван в РККА в 1939 Ершичским РВК Смоленской обл., мл.сержант, командир танка-амфибии 75-го отд. разведывательного батальона, погиб в июне 1941 г.».
«Лев Айзенштейн родился в 1902 году, место рождения: Хотимск. Отец Йосеф, мать Хая. Погиб в 1944 году в возрасте 42, место смерти: Орша, Белоруссия (СССР)».
«Кагно Самуил Моисеевич. Техник-интендант 1-ого ранга 880 ОЗАП ПВО ПА. Место рождения: Хотимск, Могилевской обл. Пропал без вести. г. Евпатория».

Собрано пожертвований:
5000 из 15000
Осталось: 10000 BYN
Валюта
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2024 “Проект Помним”